Самара — город трудовой доблести

0
0

В 2016 году Самара получила звание «Город трудовой и боевой славы». Это было звание местного значения, принятое на местном уровне. Был учрежден памятный знак, который вручали ветеранам.

1 марта 2020 года Федеральным законом было установлено почетное звание «Город трудовой доблести», которое понадобилось для увековечения памяти о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

2 июля 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение даровать статус «Город трудовой доблести» 20 городам, среди которых оказалась и Самара. Глава страны отметил, что все они достойны этого звания и в год 75-летия Победы имеют право получить его.

Раньше городам присваивали звания Город-герой и Город воинской славы, но это вызывало много вопросов от тех городов, где боевые действия не велись или велись не так усиленно, однако люди ковали Победу в тылу, работали на заводах, страдали от бомбардировок, не знали сна и отдыха, а часто и голодали. Это звание призвано восстановить историческую справедливость и почтить память о труде людей, без которых Победа была бы невозможна.

Чем самарские предприятия помогали советской армии в годы Великой Отечественной войны?

Завод имени Тарасова (КАТЭК) 22 июня 1941 года перешел на военное положение

Завод был построен в начале 30-х годов прошлого столетия. Первую партию карбюраторов предприятие выпустило 4 октября 1934 года, а через четыре года его продукцию, которая к тому времени пополнилась еще и свечами зажигания для автомобилей, начали поставлять по всему СССР.

Переломной для истории завода стала дата 22 июня 1941 года, когда он перешел на военное положение. В тот же год на самарский завод эвакуировали Ленинградский карбюраторный завод и Московский завод автотракторного электрооборудования. Все они стали единым целым. Предприятие с 1942 года стало именоваться Куйбышевским заводом автотракторного электрооборудования и карбюраторов. С этого момента завод начал работать на нужды фронта. А в 1944 году за образцовое выполнение заказов для танковой и автомобильной промышленности предприятие получило орден Ленина.

ОАО «Кузнецов» (завод им. М.В. Фрунзе) производил моторы – «сердце» ильюшинских штурмовиков

История завода насчитывает уже больше ста лет. В 1912 году собирать авиационные моторы начали на окраине Москвы, а детали для них поставляли из Франции. С приходом к власти большевиков он не прекратил свое существование.

Еще в Москве предприятие начало изготавливать моторы АМ-38 для штурмовика Ил-2. А в 1941 году, когда стало известно о начале войны, предприятие начали спешно эвакуировать в Куйбышев.

Он разместился на территории строившегося тогда завода №337. Здесь тоже изготавливали моторы – «сердце» знаменитых ильюшинских штурмовиков. За годы войны здесь выпустили моторы не только для легендарного штурмовика, но и для его модификации Ил-10, двигатели для истребителя МИГ-1 и для торпедных катеров.

Завод №35 (ОАО «Авиаагрегат») эвакуировали из Московской области

Основали завод в 1932 году в городе Ступино Московской области. Тогда это был Электровозостроительный завод, который сразу начал производить воздушные винты для авиации.

В Куйбышев его решили эвакуировать в октябре 1941 года, и вскоре дали новое наименование: завод №35. За два месяца рабочим удалось наладить производство винтов, и поставки начались сразу на девять заводов, производивших самолеты. 90 тысяч винтов было произведено за годы войны. 40 тысяч из них – для штурмовика Ил-2.

При этом агрегатный завод работал не только в оборонных целях, но и выпускал сельхоз изделия для тыловиков, которые обеспечивали фронт провиантом.

Рабочие авиационного завода №1 (ЦСКБ «Прогресс) собирали примерно по 15 самолетов в сутки

Его история началась в 1894 году, и назывался он тогда фабрикой «Дукс». Авиазаводом №1 он стал лишь в 1919 году, а в Куйбышев эвакуирован был в октябре 1941 года. Согласно приказу, до конца года завод должен был выпустить 420 штурмовиков Ил-2 и 920 истребителей МиГ-3. А первые самолеты фронт ждал уже в октябре, сразу после эвакуации. Однако менять производство оказалось сложно, и за месяц удалось собрать лишь один Ил-2. Более того, на заводе катастрофически не хватало материалов. Алюминиевые заводы были потеряны, и первые Ил-2 приходилось делать частично из дерева. Бронированной была только кабина пилота, а хвост вовсе собирали из фанеры. Для бензиновых баков тоже брали дерево, а чтобы оно не горело, его обтягивали резиной. Металла вдоволь стало лишь в 1942 году, когда Сталину удалось договориться с союзными странами о поставках алюминия. К тому времени советские химики уже и сами разрешили проблему с «горящими хвостами». Они разработали состав, делавший дерево твердым, как металл, и абсолютно негорючим. Всего за годы войны Авиазавод №1 выпустил 11 863 самолетов Ил-2, 1 225 штурмовиков Ил-10 и 3 122 истребителей МиГ-3.

Безымянскую ТЭЦ строили репрессированные

К 1938 году мощности существующей тогда Куйбышевской ТЭЦ не хватало для нужд города. Жителям в каждой комнате разрешали использовать не больше 60 ватт мощности.

К тому же тогда начали строить Жигулевскую ГЭС, а это тоже требовало немалых энергозатрат. Поэтому на берегу реки Самара решили возвести новую ТЭЦ. Начали строить ее в 1940 году, но из-за начавшейся войны в Самару эвакуировали десятки заводов, которых нужно было обеспечивать энергией. Рабочих рук все равно не хватало. Поэтому строили ТЭЦ репрессированных специалистах-энергетиках и политзаключённых Безымянлага. Сейчас на заводе висит мемориальная доска в честь этих героических людей.

Самарский подшипниковый завод (9-й Государственный подшипниковый завод имени В. В. Куйбышева) изготовил 2 миллиона подшипников

Завод «Сажерез» в 1935 году включили в число действующих предприятий СССР. Потом его, конечно, переименовали. А в годы войны его полностью перевели на военные рельсы. С 1941 по 1945 год на Самарском подшипниковом заводе изготовили 2 миллиона танковых подшипников. Благодаря им каждый год на фронт исправно поставляли около 30 тысяч броненосных машин. На заводе за пять страшных лет сделали 630 тысяч авиационных, 260 тысяч автомобильных подшипников. Производили здесь и огромное количество боеприпасов: 70 тысяч минометов, 5 миллионов артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 миллиона гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. Позже завод наградили орденом Отечественной войны «I» степени «За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны», орденом Ленина, а пять тысяч рабочих получили медали «За доблестный труд».

ОАО «Салют» (Куйбышевский механический завод) переориентировали на производство бронекорпусов для штурмовика Ил-2

Завод в 1938 году строили для нужд Куйбышевского гидроузла. Но началась война, и цеха предприятия быстро переориентировали на производство бронекорпусов для штурмовика Ил-2. Туда эвакуировали коллектив завода из Подольска, Ижорского и Таганрогского. Они обеспечили самарский завод необходимым оборудованием, инструментами и материалами. За годы войны рабочие развивающегося предприятия сумели поставить на фронт более 23 тысяч бронекорпусов. Самарцам своей бронезащитой обязаны истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты. За это награжден орденом Красной Звезды. Героизм тружеников тыла невозможно переоценить. Ведь многие заводчане добровольно жертвовали свои деньги на постройку самолетов. Благодаря этим средствам появились штурмовики Ил-2 для эскадрильи «Зоя Космодемьянская». Рабочие не раз за тяжелые годы войны перевыполняли производственный план по выпуску деталей.

Завод «Электрощит» работал на оборонные предприятия страны

В далеком 1938 году в районе дачного поселка Красная Глинка возвели три деревянных барака на каменных фундаментах, служившие кузнечным, литейным и механическим цехами.

Именно в этих мастерских рабочие ремонтировали строительную технику для Куйбышевского гидроузла. Но с наступлением войны завод стал вспомогательной базой для ввода эвакуированных в Куйбышев авиационных предприятий. Здесь без устали изготавливали детали и запасные части, мотовозы, транспортеры, лебедки, автокраны, сварочные агрегаты, компрессоры и другие механизмы, ремонтировали шасси и автомобильные моторы.

К 1944 году механические мастерские превратились в машиностроительный завод, способный обеспечивать нужды государства.

За два месяца 1941 года на заводе «Металлисте» выпустили 1836 пулеметов.

Как и многие предприятия Самары, «Металлист» эвакуировали в военные годы из прифронтовой полосы в тыл. В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». Пулемет «ШКАС» начали изготавливать еще в Туле, но именно куйбышевским рабочим предстояло перенять опыт коллег. Чуть больше месяца понадобилось заводчанам, чтобы пулеметы «ШКАС» местной сборки начали поступать на фронт. Многие мужчины ушли на фронт, а потому трудилась на заводе молодежь. У станком стояли 15-летние подростки. Многие дети были невысокого роста, и им приходилось вставать на подставки, чтобы доставать до рукояток. Люди и оборудование работали круглосуточно, напряженно — и задание государства выполнялось. В 1944 году с завода на фронт отправили 16910 пулеметов. Более чем в 12 раз за годы войны выросло и производство ШКАСов. После войны «Металлист» был награжден орденом Ленина.

Авиационный завод №18 (ОАО Авиакор): за годы войны он собрал более 15 тысяч штурмовиков Ил-2.

В Куйбышев завод эвакуировали в 1941 году из Воронежа. Самолет Ил-2 рабочие производить начали еще до войны, и к июлю 1941 года успели собрать около трех сотен штурмовиков. Однако после эвакуации темпы сборки резко упали. В Куйбышеве работать приходилось в недостроенных помещениях при очень скудных пайках. Тогда от Иосифа Сталина пришла очень грозная телеграмма: мол, вы подвели Красную Армию (фотка прилагается). Рабочие не остались в долгу и отослали в Москву ответ:

– Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работой довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания, сообщаем, что завод достигнет в конце декабря ежедневного выпуска 3 машин. С 5 января – по 4 машины. С 19 января – по 6 машин. С 26 января – по 7 машин. Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолетов является размещение нас на недостроенной части завода. В настоящее время недостроены корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочных цехов, компрессорная. Отсутствует тепло, воздух, кислород и достаточное количество жилья для рабочих. Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства и ускорению налаживания снабжения завода готовыми изделиями, материалами. Просим также обязать соответствующие организации мобилизовать для нас недостающих рабочих и улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание немедленно ликвидировать. Говорят, что условия труда после этой переписки действительно улучшились, а рабочим выписали дополнительные карточки на продовольствие. Завод же, как и обещал, вскоре достиг нужных темпов выпуска самолетов.

0
0

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ