Начало пути
Звание космической столицы Самара (в СССР — город Куйбышев) получила не сразу. Во времена Второй Мировой войны Куйбышев стал запасной столицей России. Сюда было эвакуировано около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности для производства самого массового самолёта Великой Отечественной войны — штурмовика ИЛ-2. Для подготовки инженеров был создан Куйбышевский авиационный институт. С этого момента началась история космической столицы России.
Одной из первостепенных задач была подготовка специалистов. Уже к 1944 году первые инженеры были выучены. Важную роль в подготовке экспертов сыграл Александр Миронович Сойфер — советский педагог и инженер, исполнявший обязанности директора института в 1942 году. Большой вклад в развитие учреждения внёс Фёдор Иванович Стебихов, который был директором Куйбышевского Авиационного института на протяжении 14 лет (1942—1956 гг.) Неоценимую помощь в подготовке специалистов оказали великие советские учёные, эвакуированные из крупных городов СССР: Москвы, Ленинграда и др. Профессоры В.М. Дорофеев, А.А. Комаров и многие другие поспособствовали созданию и внедрению новых конструкторских технологий на предприятиях авиационной промышленности, а также помогли в разработке и организации производства.
Война закончилась, но расцвет города как крупного научного центра только начинался.
В послевоенные годы расширялся список направлений для подготовки специалистов, развивалась материально-техническая база института, осваивалось производство новейших образцов авиационной техники — реактивных истребителей, двигателей и бомбардировщиков.
В годы с 1956-1988 Куйбышевский авиационный институт стал крупнейшим научно-образовательным центром. Были созданы уникальные научные школы в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов и космических аппаратов.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. К работе были привлечены величайшие учёные СССР: кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д. Кузнецов, а кафедрой летательных аппаратов руководил член-корреспондент АН СССР и РАН Д.И. Козлов.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «об увековечении памяти академика С. П. Королёва» Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королева. А в 1967 году институт был награждён Орденом Красного знамени.
Параллельно шло развитие легендарного завода «Прогресс». В послевоенные годы на заводе началось активное производство реактивных истребителей и бомбардировщиков. В 1958 году было принято постановление об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет. В феврале главный конструктор страны Сергей Павлович Королёв отправляет в Куйбышев своего представителя Дмитрия Ильича Козлова. Командировка оказалась длиною в жизнь: Д.И. Козлов создал филиал и стал его руководителем. С этого момента в сознание людей внедрялся качественно новый подход к космической работе: в отличие от авиационной техники многоразового использования, ракета является изделием, где при нажатии команды «пуск» обратной дороги нет.
И «прогрессовцы» это понимали. Благодаря слаженной и качественной работе в феврале 1959 года «Семерка», изготовленная в Куйбышеве, совершила свой первый успешный полет.
С начала 1960-х предприятие осуществляло разработку и производство космических аппаратов различного назначения. На базе легендарной ракеты Р-7 были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса, среди которых легендарный «Союз». Завод также участвовал во многих масштабных космических проектах.
Так заводчане приобрели колоссальный проектно—конструкторский и производственный опыт, а город Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита России.
Ю.А.Гагарин и ступени «Семерки«
Однако ключевую роль в становлении Самары космической столицей России сыграло событие 12 апреля 1961 года.
Именно в этот день сбылась заветная мечта человечества. Мир взорвался ликованием, когда земляне увидели легендарный старт «Семерки» и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. Но мало кто знал, что первая и вторая ступени «Гагаринской» ракеты были изготовлены на Куйбышевском заводе «Прогресс». После приземления на аэродроме завода, Юрий Гагарин лично встретился с прогрессовцами. А факт, что после полёта первый в мире космонавт несколько дней отдыхал в Куйбышеве, долгое время держался в секрете.
Куйбышев, понимая свою причастность к происходящему, радовался и гордился вместе со всем миром. Именно это событие стало триумфом ракетно-космической промышленности страны, а для Куйбышева — новым этапом развития. С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых кораблей осуществляются ракета-носителями Самарского производства.
Наши дни
Сегодня космическая столица России является крупнейшим производителем ракет-носителей и двигателей для них, оборудования для космодромов и космических аппаратов.
Космические предприятия Самарского кластера уже сегодня обеспечены работой на годы вперёд. Они принимают участие в реализации стратегически важных государственных задач. В АО РКЦ «Прогресс» разработано и сдано в эксплуатацию более 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов различного назначения. На начало 2018 года осуществлено более 1880 пусков, выведено на орбиту около 1000 космических аппаратов собственного производства.
АО РКЦ «Прогресс» — единственное в мире предприятие на сегодняшний день, которое осуществляет пуски ракет-носителей с четырёх космодромов: «Байконур», «Плесецк», Гвианский космический центр и космодром «Восточный».
Самарский авиационный институт является одним из лучших в стране. Научные направления института тесно связаны с космической отраслью: проектирование ракета-космической техники, обработка больших данных и геоинформатика. Высокую оценку получили работы по созданию компактных и легких объективов, которые особенно хорошо проявляют себя в оптических системах беспилотных летальных аппаратов.
Самарский университет является ведущим учёным, научным и инновационным центром России.
Помимо мощного научного центра, Самара является также культурным центром. Музей «Самара-космическая» — один из самых посещаемых не только среди туристов, но и жителей города. Фасад здания музея украшает подлинная ракета — легендарная «Семерка». Это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель «Союз» в собранном виде. Пьедесталом памятника служит здание оригинальной конструкции, в ко-тором расположен музей «Самара-Космическая». Здесь находятся уникальные экспонаты и факты из жизни космонавтов.
В 2011 году в честь 50-летия первого полёта человека в космос на площади Куйбышева была проведена студенческая акция «Самара. Космос 50». Почти три тысячи студентов вышли на площадь и по команде режиссера выстроились в громадные буквы, образующие слова «Самара Космос 50». «Живая фраза» была сфотографирована пролетающим над площадью спутником дистанционного зондирования земли, а позже фотографию передали на землю.
Заслуженное звание космической столицы
Вклад жителей города Самары в развитие космонавтики невозможно переоценить. Уже несколько десятилетий здесь осуществляется несчетное количество открытий, проводятся научные работы и совершенствуется современная отечественная программа. Огромный вклад в ее развитие вносят самарские учёные, инженеры, рабочие, студенты, семейные династии, передающие из поколения в поколение свои знания, опыт, преданность профессии и идеалы покорителей космоса. Здесь сильны традиции, неукротима вера в гений человеческой мысли, бесконечен полёт научных гипотез. Здесь дети с рождения знают о космосе и мечтают однажды туда полететь. Поэтому Самара — космическая столица России.
Уникальные космические достижения Самарской области
- Нашли антиматерию
В одном из самых интересных научных экспериментов за последние несколько лет принимал участие самарский спутник «Ресурс-ДК». На нём, выведенном на орбиту также самарским ракетоносителем «Союз», была установлена аппаратура «Памела» — магнитный спектрометр по поиску тёмного вещества во Вселенной. Тёмное вещество — это скрытая масса, ненаблюдаемое вещество, антиматерия, существование которой проявляется во Вселенной в гравитационных воздействиях. «Невидимка» -обычные протоны, только с отрицательным зарядом. Поскольку это антиматерия, она при соприкосновении с материей аннигилирует, а это значит, что происходит выброс огромной энергии. Это весьма перспективное топливо для межзвёздных кораблей. Чтобы найти антивещество в космосе «Памела» летала два с половиной года. Вокруг Земли антипротонов мало — зарегистрировано по одному в месяц. Но учёные предполагают, что богатым «месторождением» тёмного вещества может стать Сатурн.
- Лунные челноки
Перелёты с двигателем малой тяги в системе «Земля-Луна». Проблему доставки грузов на Луну решила специалист «ЦСКБ-Прогресс» Ирина Матёрова. В недалёком будущем начнется активное освоение нашего спутника Луны, грандиозное строительство лунных баз поселенцев. Значит, необходимо большое количество челноков. Ирина предлагает использовать на мини-грузовиках двигатели малой тяги. Они действуют на принципах разгона холодной или горячей плазмы в электромагнитных полях в отличие от традиционных двигателей, работающих на принципах химического взаимодействия «окислитель — горючее». Масса аппарата в «заправленном» состоянии будет меньше, значит, снизится себестоимость вывода его на орбиту.
- Самый маленький спутник
Один из самых маленьких в мире спутников в виде куба АИСТ был создан самарскими учёными и конструкторами. Его вес — около 50 кг. Несмотря на то, что это малый космический аппарат, он имеет все необходимые системы обеспечения деятельности, аналогичные большим космическим аппаратам: системы терморегулирования, управления, ориентации, связи с Землей, телеметрии. Интересно, что если сейчас все космические аппараты ориентируются по звёздному датчику, то есть по положению звёзд на небе, то АИСТ обладает системой ориентации по линиям магнитного поля Земли. На околоземной орбите АИСТ занимался исследованием распределения космического мусора и космической пыли. Сейчас в «ЦСКБ-Прогресс» и СГАУ идет работа на АИСТом-2.