Всё для фронта! Всё для победы!

0
0

Куйбышев — «Запасная столица»


15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об учреждении «Запасной столице» в Куйбышеве и эвакуации столицы СССР из Москвы. Город превратился в крупнейший индустриальный центр Советского Союза, в котором развивались газовая, автомобильная, подшипниковая, нефтеперерабатывающая, авиационная и оборонная промышленности.

Почему именно Куйбышев? Тут несколько причин. С одной стороны, близость Куйбышева (1000 километров от Москвы), нахождение здесь мощной военной группировки (в Куйбышеве располагался штаб Приволжского военного округа), крупнейший в стране железнодорожный узел, соединявший Европу с Азией, готовность куйбышевских властей к организации масштабной эвакуации.

Кроме того, в город и область летом и осенью 1941 года были эвакуированы десятки оборонных заводов, построены свыше 30 временных аэродромов. В годы войны куйбышевское Поволжье повысило добычу нефти настолько, что стало именоваться «вторым Баку». На территории области был построен самый крупный в СССР газопровод Бугуруслан-Куйбышев.

За короткое время Куйбышев стал крупнейшим промышленным и оборонным центром СССР, обладающим необходимой инфраструктурой, чтобы стать «запасной столицей» страны. Дальнейшее развитие истории показало, что Куйбышев с честью справился с возложенной на него задачей.

В октябре 1941 года из Москвы в Куйбышев были эвакуированы советское правительство, иностранный дипломатический корпус, Большой театр, видные деятели советского искусства, семья И.В. Сталина.

В условиях строжайшей секретности в центре города был построен бункер Сталина, а в районе железнодорожной станции «Безымянная» был расположен Безымянлаг, заключённые которого участвовали в строительстве авиационных и авиамоторных заводов. Санатории и больницы города были переоборудованы под эвакогоспитали, в одном из них встал на протезы легендарный лётчик Алексей Маресьев.

За годы войны население Куйбышева возросло в полтора раза – с 400 до 600 тысяч человек. Соответственно увеличилось количество транспорта.

Для безопасности движения в августе 1942 года на наиболее оживлённых улицах впервые были установлены светофоры. В ноябре 1942 года по улице Льва Толстого – от железнодорожного вокзала до площади Революции пошёл первый троллейбус.

Невозможно переоценить вклад Куйбышева в военное авиастроительство. Только один пример – за всю войну в нашей стране было собрано 38 тысяч штурмовиков – легендарных Ил-2. 32 тысячи из них построили в Куйбышеве. Несмотря на тяжелейшие условия, 12-часовой рабочий день, нехватку самого необходимого, куйбышевцы жили и работали для победы над врагом. Более 114 миллионов рублей в Фонд обороны внесли рабочие и служащие города. Врага громили танковые колонны «Куйбышевский осоавиахимовец», эскадрилья «Куйбышевский комсомолец», самолёты «Чапаевцы», «Куйбышевский пионер», бронепоезд «Куйбышевский железнодорожник», звено гидросамолетов «Речник Средней Волги». Более 80 миллионов рублей было собрано на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник», а пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей. Из Куйбышева на фронт шли посылки для фронтовиков: тулупы, варежки, носки, телогрейки, валенки, шапки и продовольственные посылки.

Город стал главным информационным центром страны – именно отсюда на весь мир новости от Советского информбюро сообщал Юрий Левитан.

Свой вклад в победу над врагом вносило искусство. Именно в Куйбышеве Дмитрий Шостакович дописал знаменитую Седьмую симфонию, первое исполнение которой состоялось 5 марта 1942 года в помещении Дворца культуры им. Куйбышева.

Большой театр на куйбышевской сцене показывал различные оперы. Артисты выезжали с концертами в госпитали, на заводы. Основные доходы от спектаклей и выездных концертов шли в фонд Обороны на сооружение танковой колонны «Советский артист».

В Куйбышеве был создан Союз композиторов, проходили конкурсы исполнителей, камерные и авторские концерты. В филармонии для работы на селе был создан так называемый колхозный сектор, а в 1942 году – первая фронтовая бригада, в 1943 году уже пять артистических бригад работали на фронте.

К тому моменту город уже являлся центром одного из крупнейших военных округов, имел важнейший железнодорожный узел и прямое сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним востоком, Казахстаном и Средней Азией. Именно поэтому в Куйбышев были экстренно эвакуированы представители аппарата государственного управления. Кроме того, Куйбышев стал тыловым и промышленным центром — в первые годы войны сюда было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов. Через 5 дней после выхода постановления в областном центре расположились посольства и миссии 22 стран от США до Японии. Зарубежным дипломатам были выделены самые лучшие особняки старой купеческой Самары.

В город также были эвакуированы Государственный академический Большой театр Оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио. В куйбышевские библиотеки перешло более миллиона уникальных книг, в том числе знаменитая библиотека Вольтера.

После того, как Куйбышев был объявлен «Запасной столицей», население города увеличилось в 1,5 раза, несмотря на массовые потери по всей стране.

11 сентября 2016 года Самаре было присвоено почётное звание «Город трудовой и боевой славы» тем самым был увековечен огромный вклад жителей города и области великую победу, их героизм на фронтах Великой Отечественной Войны.

Наш город в годы войны

Когда началась Великая Отечественная война, в Отважном и Морквашах состоялись многолюдные митинги. Выступали ветераны гражданской войны, участники сражений с белофиннами и японскими агрессорами, молодые парни только что окончившие курсы трактористов и сдавшие нормы на значок ГТО, многодетные матери… Митинги вылились в демонстрацию непоколебимые решимости жителей сел вести свой патриотический вклад в священное дело защиты социалистического Отечества, разгромом вероломного врага, посягнувшего на свободу и независимость первого в мире государства рабочих и крестьян. В военкомат посыпались заявления с настоятельными просьбами отправить на фронт. 17 октября 1942 года молодые нефтяники Жигулей обращаясь с письмом бойцам, командирам, политработникам и трудящимся Сталинграда, писали: «… Фронту нужно больше горючего для самолетов танков машин чтобы успешно громить врага. Горючее фронту должны дать мы. И мы это сделаем …».  В годы Великой Отечественной войны фронтовики писали нефтяникам Яблоневого Оврага: «Мы получаем для самолетов и танков горючее, вырабатываемое из вашей нефти. Бензин отличный, наши моторы работают бесперебойно. Давайте больше нефти для фронта!»

Ветераны «ЖГК»

В нашем колледже в разное время трудились ветераны Великой Отечественной войны.Каждый из них – это Личность с интереснейшей судьбой, которая может быть очень поучительной для молодого поколения. И нам хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнали о сотрудниках колледжа – участниках Великой Отечественной войны.

 

Архиреев А. И.
С 1975 -1994 г. работал в ЖРТ  киномехаником, лаборантом, инспектором по кадрам.

 

 

 

 

 

Молчанов П.М. С 1970-1974 гг. работал в ЖРТ,зам. директора по административно-хозяйственной работе, лаборантом, заведующим лабораторией.

 

 

 

 

 

 

Ревякин В. Л. С 1975-1998 г. преподавал  черчение и основы стандартизации в  ЖРТ.

 

 

 

 

 

 

 

Тараканова П.А. С 1971 -1979 гг. работала, гардеробщицей, уборщицей, комендантом ЖРТ.

 

 

 

 

 

 

Шутов М. А. С 1972 г. — руководитель начальной военной подготовки техникума.

 

 

 

 

 

 

 

Филатов П.А. В 1978 –1979 гг. преподавал черчение в техникуме.

 

 

 

 

 

 

 

Ярыгин Н.Н. Первый директор Жигулёвского радиотехнического техникума.

0
0

Добавить комментарий